Что может быть круче раллийных Камазов?

Только обновлённый раллийный Камаз-4326 с кабиной от Mercedes-Benz Zetros!

Статья из журнала «Грузовик Пресс»:

«Цар­ский» болид
Ка­пот­ный КАМАЗ-43269 ко­манды «КАМАЗ-Ма­стер»

Ан­дрей Фи­лип­пов, фото ав­тора

«Вот это трясёт!!!», «А у меня всё время шлем на глаза спол­зал, так что я ни­чего не ви­дела и всю до­рогу его ру­ками по­прав­ляла!», «Я думал, мне ремни всю груд­ную клетку раз­да­вят!» – нет, это не ре­плики но­во­бран­цев из со­вре­мен­ного БТР или БМП. Про­сто ко­манда «КАМАЗ-Ма­стер» про­вела в конце июня тра­ди­ци­он­ные тесты для жур­на­ли­стов, где каж­дый из них мог ис­пытать на себе всю пре­лесть пе­ре­гру­зок, вы­па­да­ю­щих на долю штур­мана или ме­ха­ника бо­е­вой ма­шины КАМАЗ-43269…

И хотя эмо­ции после этих «по­ка­ту­шек» бук­вально за­ш­ка­ли­вали, для пол­ноты ощу­ще­ний в конце те­сто­вой трассы был со­ору­жён трам­плин – прак­ти­че­ски все были го­товы по­вто­рить заезд. Когда ещё удастся про­ехать в ка­бине гру­зо­вика, по­бе­див­шего в «Да­каре»! Тем более и Айрат Мар­деев, и Антон Ши­ба­лов бе­регли своих под­опеч­ных и ехали да­леко от ре­аль­ных го­ноч­ных ско­ро­стей.

«Рояль в ку­стах»

Впро­чем, глав­ная ин­трига крылась со­всем не в полё­тах в огра­ни­чен­ном про­фи­лем кресла и рем­нями про­стран­стве. И не в эф­фект­ных кад­рах вз­ме­та­ю­щих тучи песка или па­ря­щих над зем­лей бо­ли­дов цвета неба. В ко­манде нам пре­зен­то­вали новый го­ноч­ный КАМАЗ с ка­пот­ной ком­по­нов­кой.

Слухи о том, что такой КАМАЗ по­явится, хо­дили давно. «Ка­пот­ную» ком­по­новку для уча­стия в гон­ках ис­про­бо­вали еще в 1988 году. А в ны­неш­них «Да­ка­рах» её ак­тивно ис­поль­зуют кон­ку­ренты «КАМАЗ-Ма­стер» Жерар Де Рой и Алеш Ло­прайс. Те­перь они высту­пают в одной ко­манде, так что сти­мул со­з­дать ана­ло­гич­ную ма­шину был очень боль­шой.

Дело в том, что ка­пот­ная ком­по­новка имеет ряд серьёз­ных пре­иму­ществ, перед при­выч­ной «ка­бина над дви­га­те­лем».

Во-пер­вых, стро­гий ре­гла­мент не поз­во­ляет сме­щать стык мо­тора и КП больше, чем на 1400 мм от пе­ред­ней оси. В ре­зультате, как ни крути, а сме­ще­ние 800-ки­ло­грам­мо­вой ка­бины «в базу», поз­во­ляет пе­ре­рас­пре­де­лить на­грузку по осям в со­от­но­ше­нии 45:55 %. Ма­шина пе­ре­стаёт «за­ка­пы­ваться» в пес­ках и грязи, легче пре­одо­ле­вает любые подъёмы и уве­рен­нее дер­жится на трассе при про­хож­де­нии ско­рост­ных по­во­ро­тов. Ну и ко­нечно же лучше «за­хо­дит на по­садку», после вз­лёта на оче­ред­ном трам­плине нос не стре­мится пе­ре­ве­сить корму и спро­во­ци­ро­вать «куль­бит» через ка­бину после при­зем­ле­ния.

Во-вто­рых, ралли-рейды – это не только гонка мо­то­ров, но и со­рев­но­ва­ние эки­па­жей. При­чём речь идёт не о ма­стер­стве, ко­то­рое, без­условно, очень важно, но и о фи­зи­че­ских воз­мож­но­стях ор­га­низма.

И в этом плане раз­ме­ще­ние эки­пажа не над пе­ред­ней осью, а «в базе» – зна­чи­тель­ный «плюс». Ведь пе­ред­няя ось при­ни­мает на себя все «сюр­призы» до­рож­ного по­лотна и с ра­до­стью шлёт «до­клады» о них в виде удар­ных и вер­ти­каль­ных на­гру­зок на­хо­дя­щимся в ка­бине. А вы­дер­жи­вать такой не­пре­рыв­ный «поток ин­фор­ма­ции» на про­тя­же­нии мно­гих часов очень тя­жело. Сме­ще­ние ка­бины за пе­ред­нюю ось поз­во­ляет зна­чи­тельно улуч­шить ком­форт эки­пажа, а зна­чит, со­хра­нить его ра­бо­то­спо­соб­ность на мак­си­маль­ном уровне на­много дольше.

Да, в ре­аль­ной жизни всё не так, и ос­нов­ная масса гру­зо­ви­ков – «бес­ка­пот­ники». При гру­зо­пе­ре­воз­ках капот «кра­дёт» по­лез­ное про­стран­ство для груза и услож­няет ма­нев­ри­ро­ва­ние за счёт худ­шей об­зор­но­сти. Но го­ноч­ные бо­лиды везут не товар на склад, а эки­паж к по­беде. Да и вы­пи­сы­вать иде­аль­ные «вось­мёрки» в сте­пях и пу­сты­нях особо не­за­чем. Так что в тео­рии на­ли­чие ка­пота у го­ноч­ного гру­зо­вика – од­нознач­ное благо.

«Раз­датка» сильно сме­щена к зад­нему мосту и от­того и кар­дан к нему самый ко­рот­кий
При­вод к пе­ред­нему мосту пе­ре­дают два кар­дана – один по­лу­чился бы о-о-о-очень длин­ным
От пе­ред­него моста до дви­га­теля очень боль­шое рас­сто­я­ние, а его под­дон вы­соко и при­крыт кар­да­ном

 

А под ка­по­том у КАМАЗ-43хх на­гро­мож­де­ние тру­бок и вен­ти­ля­то­ров – очень не­при­выч­ный вид

«Пол­тора метра жизни»… и ком­форта

То, что мы одни из пер­вых уви­дели го­то­вый «ка­пот­ник», стало по­нятно, едва мы вошли в ре­монт­ные ма­стер­ские ко­манды. Перед но­вин­кой в по­рядке живой оче­реди выстро­и­лись со­труд­ники и со­труд­ницы «КАМАЗ-Ма­стер» для па­мят­ной фо­то­гра­фии. Же­ла­ние есте­ствен­ное и по­нят­ное, новая мо­дель – все­гда празд­ник.

Узнать в но­вичке КАМАЗ те­перь сложно. Ню­ансы омо­ло­га­ции заста­вили ко­манду от­ка­заться от при­выч­ной ка­бины и уста­но­вить на ма­шину ка­бину и капот от MB Zetros. Daimler те­перь яв­ля­ется парт­нё­ром «КА­МАЗа», а MB Zetros – се­рий­ная мо­дель, так что во­про­сов к «КАМАЗ-Ма­стер», ана­ло­гич­ных тем, ко­то­рые заста­вили Алеша Ло­прайса по­ста­вить крест на его ка­пот­ном TATRA Jamal, не будет.

Если кон­кретно го­во­рить о «же­лезе», то для со­з­да­ния «ка­пот­ника» ис­поль­зо­вано шасси про­ве­рен­ного вре­ме­нем КАМАЗ-4326 – это удобно как со сто­роны на­дёж­но­сти, так и ре­мон­то­при­год­но­сти.

Впе­реди здо­ро­вен­ный ра­ди­а­тор в мак­си­мально «бро­ни­ро­ван­ном» окру­же­нии – самая уяз­ви­мая де­таль

Коль речь об из­ме­не­ниях в кон­струк­ции, то ос­нов­ное – это ко­нечно же дви­га­тель. Увы, новое рас­по­ло­же­ние ка­бины не поз­во­ляет при­ме­нить V-об­раз­ный мотор, уста­нов­лен­ный на КАМАЗ-4326, он ба­нально не вхо­дит под неё. При­шлось об­ра­титься к чеш­ской Buggyra и взять у неё в аренду спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный для гонок 6-ци­лин­дро­вый ряд­ный дви­га­тель Caterpillar. Си­ло­вые аг­ре­гаты чехов до­ста­точно из­вестны в го­ноч­ной среде с по­ло­жи­тель­ной сто­роны, так что здесь во­про­сов быть особо не должно.

Кроме того, при­шлось пол­но­стью пе­ре­ком­по­но­вать всю си­стему охла­жде­ния, ибо сме­ще­ние ка­бины не поз­во­лило раз­ме­стить теп­ло­об­мен­ники над­ду­воч­ного воз­духа от­дельно от во­дя­ного ра­ди­а­тора. Да и с до­сту­пом к дви­га­телю и КП при­шлось не­много по­муд­рить, ведь под при­выч­ным от­кид­ным ка­по­том ни­чего нет, а сам мотор рас­по­ло­жен те­перь прямо под ка­би­ной. Так что ра­бота про­ве­дена была очень боль­шая, и мы ждём ре­зульта­тов в бо­е­вой об­ста­новке.

А пока пер­вый заезд про­во­дил бу­ду­щий пилот но­винки – Эду­ард Ни­ко­лаев. Ди­на­мич­ная, манёв­рен­ная и лад­ная ма­шинка со­вер­шила не­сколько про­го­нов по ко­манд­ному двору и вер­ну­лась в цех для даль­ней­шей до­водки. Мини-пре­зен­та­ция по­нра­ви­лась ло­ко­нич­но­стью – ко­ротко, но чётко и по­нятно. Кстати, Эду­ард не­спро­ста ока­зался «из­бран­ни­ком» для по­садки на «цар­ский трон». Он и его штур­ман при­ни­мали самое не­по­сред­ствен­ное уча­стие в раз­ра­ботке ма­шины, вот и до­во­дить её до ума пред­стоит тоже им. А какой же эки­паж без ме­ха­ника? Так что на гря­ду­щем «Да­каре» эки­паж Ни­ко­ла­ева в пол­ном со­ставе пе­ре­ся­дет на но­вого «бо­е­вого коня».

Тот самый КАМАЗ-49252, став­ший пер­вым по­бе­ди­те­лем Dakar в исто­рии ко­манды «КАМАЗ-Ма­стер»

Увы, мы так и не до­жда­лись пол­но­цен­ного выступ­ле­ния но­вого «ка­пот­ника» КАМАЗ-43хх на гонке «Ве­ли­кая степь – Шёл­ко­вый путь-2015». По­хоже, ко­манда так и не успела до­ве­сти ма­шину до ста­дии «уве­рен­ная по­беда», а по­тому дебют был пе­ре­несён на «по­позже». Что ж, ре­ше­ние до­вольно гра­мот­ное, ведь пер­вый выход в свет все­гда дол­жен быть эф­фект­ным. И во время де­мон­стра­ции СМИ этот по­сту­лат был пол­но­стью со­блюдён.

Что же ка­са­ется ка­бины и ка­пота от MB Zetros, ко­то­рые вызвали массу спо­ров в Ин­тер­нете, на­помню – в спор­тив­ном гру­зо­вике глав­ное не из каких ком­плек­ту­ю­щих со­брана ма­шина, а кто её при­ду­мал, со­брал и при­вёл к по­беде. И у КАМАЗ-43хх все эти три пункта за ко­ман­дой «КАМАЗ-Ма­стер»…

Тех­ни­че­ская ха­рак­те­ри­стика ав­то­мо­биля 43хх
Пол­ная масса, кг 10 200
Сна­ря­жён­ная масса, кг 8900
Гру­зо­подъём­ность, кг 1300
Дви­га­тель:

  • тип
  • ра­бо­чий объём, см3
  • мощ­ность, л.с.
  • кру­тя­щий мо­мент, Н∙м
Caterpillar C13/Gyrtech 12.5 Rally
Тур­бо­ди­зель­ный, I-6
12 500
980 при 2200 мин-1
4000 при 1500 мин-1
Ко­робка пе­ре­дач:

  • тип
  • ко­ли­че­ство сту­пе­ней вперёд/назад
ZF 16S251
Ме­ха­ни­че­ская
16/2
Под­веска Рес­сор­ная, за­ви­си­мая с амор­ти­за­то­рами и ста­би­ли­за­то­рами
Тор­моз­ная си­стема Пнев­ма­ти­че­ская с EBS и ба­ра­бан­ными тор­моз­ными ме­ха­низ­мами
Колёс­ная фор­мула 4х4
КамАЗы для «Дакара».
Метки:            

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *