В 2012 году администрация Москвы приняла решение, которое, по мнению многих, напрашивалось давно — снести завод ЗИЛ и возвести на его месте новый район с жилой и офисной недвижимостью. К исполнению поручения приступили практически сразу же и вот уже несколько лет на бывшей территории автозавода беспрерывно что-то сносят, строят и реконструируют. Тем удивительнее на этом фоне выглядит судьба легендарного цеха легковых автомобилей ЗИЛ, который пережил материнский завод и по сей день работает.

Производством легковых автомобилей представительского класса на ЗИЛе, вернее, тогда ЗИСе, занялись с указания Сталина — в 1936 году. С тех пор вплоть до 90-х это предприятие было единственным поставщиком лимузинов для высших руководителей российского государства. Штучное производство хотя и являлось тяжелым финансовым бременем для ЗИЛа, но позволяло заводу долгие годы заслуженно держать знамя флагмана отечественной автоиндустрии.

Проблемы 90-х годов поставили ЗИЛ на грань существования, и легковой цех (или механосборочный цех №6, как его еще называли) это, конечно, тоже затронуло. В начале 90-х производство седанов и лимузинов ЗИЛ упало с и без того мизерных 20-25 единиц в год до совсем штучных объемов (от 1 до 10 в год). В нулевые сборка представительских машин стала совсем эпизодической — большую часть времени цех занимался обслуживанием или реставрацией ранее выпущенных экземпляров.

Тем не менее цех не стали закрывать, он продолжал функционировать. Складывается впечатление, что руководители завода эпохи Юрия Лужкова, несмотря на всю свою неэффективность, осознавали культурную ценность легкового производства ЗИЛа для России и словно берегли его для будущих поколений и лучших времен.

Но команда руководителей, которая возглавила ЗИЛ в 2012 году, пришла на завод с совсем другими задачами — администрация Москвы, как основной собственник ЗИЛа, распорядилась его ликвидировать за ненадобностью. Действительно — какой смысл производить дорогой московской рабочей силой дешевые и устаревшие грузовики?

Первыми под нож пустили самые вредные цеха (в частности, «литейку» и кузнечный), затем взялись за давно простаивавшие вспомогательные цеха (арматурный, производство разных компонентов), затем решили снести вообще все. Так в конце 2014 года очередь дошла до механосборочного цеха №6, который сначала, как и стоявшие по соседству корпуса, надо было освободить от всего ценного.

Тогда имущество и оборудование этого подразделения было выставлено на муниципальный аукцион единым лотом с разного рода хламом с заводских складов — спецодеждой, ботинками, молотками, болтами и так далее.

Наверняка так бы все и сгинуло, если бы в последний момент об аукционе не узнали люди, которых можно охарактеризовать как влиятельных энтузиастов российской автомобильной истории. Скооперировавшись, они выкупили лот и с января 2015 года производство представительских автомобилей ЗИЛ стало частным делом. При этом владельцем здания цеха остался завод, но вся его производственная часть теперь принадлежит новым собственникам. Фактически легковой цех спасли случайно.

Прошедший обслуживание на заводе-изготовителе лимузин ЗИЛ-41047

Специально под производство была создана новая компания с наименованием, максимально стилизованным под старое обозначение — ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ». «МСЦ6», как и прежде, расшифровывается как «механосборочный цех №6», а написанное без пробела «АМОЗИЛ» теперь означает «Автомоторное общество Завода индивидуальных лимузинов».

Седан ЗИЛ-41041 2015 года выпуска, позади него — реставрируемый автобус ЗИЛ-127

При смене собственника штат сильно сжался — ранее здесь работало около 100 человек, а сейчас менее половины. Но важнее всего, что удалось сохранить костяк специалистов, которые умеют делать высококачественную работу руками. Правда, большая часть из этих специалистов уже немолоды, а многие даже запенсионного возраста.

Деятельность цеха легковых автомобилей уже долгие годы делится на три направления: поштучное производство новых автомобилей (в основном из старых заделов комплектующих), обслуживание ранее выпущенных машин и глубокое восстановление тех экземпляров, которым оно требуется. Причем местные мастера умеют реставрировать не только представительские автомобили — недавно здесь закончили восстановление редчайшей поисково-спасательной машины ЗИЛ ПЭУ-1 начала 70-х. Также в процессе реанимации находится «советский грейхаунд» — междугородный автобус ЗИЛ-127 50-х годов. Таких автобусов осталось всего четыре на весь мир.

Как в цеху собирают новые легковые автомобили — седаны 41041 и лимузины 41047? Самые сложные детали — рамы, каркасы кузовов, двигатели и автоматические коробки передач — берутся из запасов. Оказывается, этих деталей ЗИЛ еще в конце 90-х годов произвел на много лет вперед, и они с тех пор хранятся в глубинах цеха в тщательно законсервированном виде.

Наружные кузовные панели и часть внутренних здесь делают по технологиям кузовных мануфактур первой половины XX века, то есть выколачивают вручную на специальных деревянных болванках.

С тех пор как цех стал самостоятельной административно-хозяйственной единицей, здесь изготовили восемь легковых автомобилей. В это число входят как вновь собранные машины, так и глубоко отреставрированные старые. В частности, заново собрали пару кабриолетов 410441 (не для парадов, а для частных заказчиков), восстановили классический парадный кабриолет 117В 70-х годов и бронированный ЗИЛ-41051 министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Трудно поверить, но лимузин Устинова долгое время нещадно эксплуатировался самим заводом для перевозки зарплаты рабочим, поэтому машина находилась в очень плохом состоянии и даже несколько раз попадала в ДТП, из-за чего была практически разрушена вся ее задняя часть.

Помимо этого в цеху отреставрировали по одному экземпляру спасательных вездеходов ПЭУ-1 и «Синяя птица», а также воссоздали один шнекоход ШН67.

Такой седан еще можно заказать. Цена — от $300 000



Среди собранных в прошлом году автомобилей значится и седан 41041, впервые в истории завода окрашенный в белый цвет и укомплектованный светло-серым кожаным салоном. Машина уже стала своеобразной визитной карточкой МСЦ6 и представляет компанию на разных выставках. Технически это абсолютно аутентичный ЗИЛ — под капотом родной 7,7-литровый V8 мощностью около 350 л.с., состыкованный с автоматической коробкой передач. Двигатель, к слову, не с допотопной карбюраторной системой питания, а с электронным распределенным впрыском — систему по заказу зиловцев в начале нулевых разработала одна из американских инжиниринговых фирм.

Кабриолет ЗИЛ-410441 в процессе сборки

С 2016 года в цеху полным ходом идет сборка очередного, пятого по счету, кабриолета 410441. Сейчас кузов этой машины лудят, потом ее отправят в окрасочный цех, а уже после — на линию сборки. Машина будет в полностью завершенном виде к концу лета. Обещают нечто особенное

Какое будущее ожидает легковой цех ЗИЛа? Как рассказал нам один из руководителей МСЦ6, компания хотела бы продолжить работу на этой территории и в дальнейшем, но это зависит от воли собственника территории ЗИЛа, то есть администрации Москвы. В перспективе владельцы МСЦ6 хотели бы развернуть в здании музей истории «Завода имени Лихачева» и открытую для всех экспозицию раритетных автомобилей. Хорошая идея, особенно если учесть, что старый музей ЗИЛа администрация Москвы закрыла, перепрофилировав его здание под музей хоккейной славы. ЗИЛ — это гордость отечественного автопрома и огромный пласт нашей технической культуры, который как минимум достоин собственной исторической площадки.


Оригинал статьи на сайте drom.ru

ЗИЛы на MIMS-2016

ЗИЛы на выставке «Олдтаймер галерея».

Мануфактура ЗИЛ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *