В коллекции «КАМЫШМАШ» есть несколько электромобилей первой половины ХХ века – представители ранней эпохи автомобилизма, когда электрическая тяга составляла серьезную конкуренцию двигателям внутреннего сгорания и паровым машинам.
Когда-то все эти марки были прославлены и знамениты: Baker, Waverley и Milburn. В начале ХХ века электромобили в Америке – одно из основных транспортных средств, намного совершеннее и паровых автомобилей, и машин с двигателем внутреннего сгорания.
Так, подготовка к поездке парового автомобиля занимала много времени: требовалось ждать, пока поднимется давление пара. Бензиновые автомобили тоже отличались капризами. Двигатель запускался рукояткой и не всегда с первой попытки.
Рядом с подобными «конкурентами» электромобиль выигрывал во всем. Устройство – проще простого: батареи и электромотор. Из органов управления присутствовали лишь поворотный рычаг, переключатель скоростей и педаль тормоза. Во время поездки требовалось следить только за уровнем разряда батареи, хотя число зарядных станций не уступало бензоколонкам. Двигался электромобиль плавно и бесшумно, обходился без вибраций и не оставлял за собой клубов дыма или пара.
Продажи электромобилей в США достигли своего максимума в 1912 году, а за ним последовал спад производства, коснувшийся и паровых автомобилей – к тому времени бензиновые обогнали и тех, и других по скорости, дальности поездки, комфорту и даже удобству использования. Во многом это произошло благодаря изобретению электростартера, избавившего от необходимости вращать заводную рукоятку. К концу 20-х годов ХХ века электромобили практически исчезли с дорог, проиграв бензиновым, и только в XXI веке вновь начали отвоевывать утраченные позиции.
Baker Electric Model V Victoria 1908 года.
Начало эпохи электромобилей в Америке и попытки побить рекорд скорости на электрической тяге, первый в мире ремень безопасности и изобретения самого Томаса Эдисона, гараж Белого Дома и королевство Сиам, наконец, первое место по количеству выпущенных машин – все это эпизоды богатой, но короткой истории марки Baker, основанной Уолтером Бейкером в 1899 году.
Waverley Electric Limousine 1913 года.
Запас хода – 49 километров (30 миль)
Очень интересно обустроено внутреннее пространство салона, водитель сидит на заднем диване с левой стороны, а перед ним установлены два сидения для пассажиров.
Milburn Electric Model 27L Brougham 1922 года.
Элекромобиль американской марки Milburn Electric – один из последних представителей той эпохи, когда электрическая тяга составляла серьезную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания и паровикам.
B. M. A. Hazelcar 1953 года.
В 1952 году английская компания Gates & Hazeldine in Hove финансировала этот проект ассоциации по производству аккумуляторов (BMA) для производства электромобиля.
Кузов типа родстер изготовливался из алюминия. Мощность электромобиля составляла 1- 2 л. с. Электродвигатель питается девятью 6-вольтовыми батареями, спрятанными под капотом в передней. Привод осуществлялся цепной передачей от 4-хскоростной коробки передач
Скорость достигала 20 миль/час при запасе хода в 60 миль, но, как и во многих электромобилях, фактические цифры варьировались, будучи сильно зависимыми от дорожных условий и степени нагрузки.