Ах, сегодня весна Ботичелли!

Название Hispano-Suiza в переводе означает «Испано-швейцарская». Основатель компании Марк Биркигт был уроженцем Женевы, а его партнёр, с кем они решили открыть автомобильное дело, Дамиан Матеу Биза, — каталонцем. Компания Sociedad anónima La Hispano-Suiza, Fábrica de Automóviles, S.A. была основана в Барселоне 14 июня 1904 года. На эмблему марки поместили флаги Испании и Швейцарии.

В 1911 году к заводу в Барселоне прибавились филиалы на парижских окраинах Леваллуа-Перрэ и Буа-Колон. А спустя 11 лет процветание марки стало причиной государственного конфликта между Испанией и Францией, после чего французские заводы выделились в самостоятельную фирму Société Française Hispano Suiza, S.A.

Hispano-Suiza H6B с кузовом «conduite intérieure» ателье Million-Guiet (1928)

В истории этой марки был один беспрецедентный для машин столь высокого класса случай. H6 — наиболее известная модель французских заводов Hispanо-Suiza — выпускали по лицензии в Чехословакии, на машиностроительных заводах Škoda (не путать с автомобильным заводом Škoda в городе Млада Болеслав). С 1926 по 1929 год построили около 150 автомобилей Škoda-Hispano-Suiza 25/100 PS. А самих Н6 с 1919 по 1933 год выпустили всего 2660 автомобилей версий H6, H6b, H6c.

Радиатор Hispano-Suiza увенчан статуэткой аиста — символа французской провинции Эльзас, аннексированной Германией. В Первую мировую войну этот знак несли на своих бортах истребители 3-й эскадрильи военно-воздушных сил Франции, известной как «аисты». В этой эскадрилье сражался и геройски погиб 11 сентября 1917 года Жорж Мари Людовик Жюль Гинемэ.

В память о герое скульптор Франсуа-Виктора-Хозе Базен изваял носовую фигуру для автомобилей Hispano-Suiza. Право нести этот символ они получили, поскольку в годы Первой мировой V-образные 8-цилиндровые моторы Hispano-Suiza стояли на истребителях «аистов». Завод в Буа-Колон располагался на улице капитана Гинемэ, а в автомобильных двигателях Hispano-Suizа применялись авиационные решения: алюминиевый блок цилиндров, верхний распределительный вал, верхние клапаны на двойных концентрических пружинах.

Ещё одно интересное техническое решение: рычаги коробки передач и стояночного тормоза находятся справа от водителя, у двери. Флажок включения зажигания имеет два положения, в зависимости от того, какую из аккумуляторных батарей, левую или правую, намерен использовать водитель.

Автомобилями Hispanо-Suiza H6 владели французский предприниматель Жак-Жозеф Боллинже, предприниматель и парфюмер Франсуа Коти, а также известный на весь мир художник Пабло Пикассо.

Автомобиль Hispanо-Suiza H6 воспет в стихах, прозе и на экране. Опубликованный в 1925 году роман Пьера Фронде так и называется, «Мужчина в «Испане»» (L’homme à l’Hispano) и повествует о мужчине, пускающемся в авантюру на грани финансового и морального краха. Во Франции этот популярный роман экранизировали дважды: в 1926 и 1933 годах. Ещё одна драма из красивой жизни, экранизированная по роману Майкла Арлена «Зелёная шляпа», была снята в 1928 году в Голливуде с участием великой Греты Гарбо. Фильм назывался «Женщина, крутившая романы». В тот же год великий Александр Вертинский впервые исполнил «песенку-шарж на западную киноактрису», которая так и называется «Испано-Сюиза»:

«Ах, сегодня весна Ботичелли!

Вы во власти весеннего бриза

Вас баюкает в мягкой качели

Голубая «испано-сюиза».


источник

Поделиться ссылкой:

Hispano-Suiza H6B в кузове «conduite intérieure» от ателье Million-Guiet (1928)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *